Купить подшипник | История возникновения подшипника
Купить подшипник | История возникновения подшипника

Купить подшипник стало обычным делом, и мы редко задумываемся о том, как долго он входил в привычный обиход человека. Оказывается, первый подшипник был изобретён в каменном веке, а промышленные инженеры не теряют надежды изобрести вечный двигатель.

Неолит

Все помнят картинки из школьных учебников по истории, на которых изображён человек, добывающий огонь с помощью трения путём перехода кинетической энергии в тепловую. Именно на принципе трения и сопровождающих его явлениях был придуман механизм подшипника. Первый подшипник скольжения, который на сегодняшний день удалось найти археологам, датируется эпохой неолита. Тогда человек освоил навык сверления отверстий в камне и получил столь полезные изобретения, без которых мы уже не представляем жизнь: веретёна, гончарный круг, колесницу, мельницу.

Черепахи Диада

Итак, изобретателем подшипника качения принято считать древнегреческого инженера IV столетия до н.э. Диада Пеллийского. Диад в качестве военного инженера руководил осадой Тира и других городов, создал трактат об осадном оружии и постоянно совершенствовал изобретённые им единицы военной техники, применяя их на практике.

Он изобрёл многие каноничные для военной истории орудия — передвижные башни, абордажный ворон, перекидной мост, стенной бурав. Именно конструкция стенного бурава стала первым механизмом, использующим прототип подшипника качения. Стенной бурав был усовершенствованной копией осадного орудия «черепаха» – тарана на колёсах. Бурав Диада представлял собой бревно длиной 25 метров, которое устанавливалось на валки в деревянном жёлобе. Таран передвигался при помощи блоков и ворота.

Таинственные корабли Калигулы

Шариковые подшипники появились во времена правления эксцентричного и жестокого римского императора Калигулы в середине I века до н.э. Одной из легенд, связанных с Калигулой, являются его загадочные корабли, поражающие воображение даже современного человека: суда были оборудованы водопроводом и канализацией, отделаны мрамором и золотом, на них росли диковинные деревья, а их длина достигала 70 метров.

Корабли служили для различных забав императора и плавали на озере Неми. После смерти Калигулы корабли были разграблены и затоплены в том же озере, и рыбаки часто вытаскивали куски дерева и металлические предметы. Исследователи XV-XVI веков организовывали различные экспедиции с целью исследования таинственного сооружения. В XIX веке было обнаружено и добыто с помощью крючьев множество бронзовых изделий.

В 1920 году по инициативе диктатора Муссолини озеро Неми было осушено и исследователи обнаружили два корабля. И вот, одной из наиболее впечатляющих деталью стали вращающиеся платформы — одна на восьми бронзовых шарах, вращающихся в жёлобе, другая — на восьми деревянных шарах. Эти подшипники качения, предположительно, использовались в качестве подиума для «двигающихся» статуй.

Гениальный Леонардо

Леонардо да Винчи стал автором огромного числа механизмов, которые мы используем и по сей день. В том числе — ременная передача, использующаяся в карданном валу современных автомобилей. Но Леонардо не устраивал этот простой механизм, и его стремление к изобретению вечного двигателя дало миру множество «побочных» устройств — самые разные варианты зубчатых передач, современная велосипедная роликовая цепь с возможностью перемены скоростей вращения. Ещё одним механизмом, частично решающим проблему трения, стал шариковый подшипник.

Изучая коэффициенты трения, скольжения и качения он изобрёл устройство с подвижными колёсами вокруг оси для уменьшения трения при вращении. Его подшипники были изготовлены из сплава меди и жести. Современный подшипник со скользящим кольцом обязан своим появлением также великому изобретателю. Как вы понимаете, просто пойти в магазин и купить подшипник в те времена было невозможно.

XX век и современность

Значительным прорывом в подшипникостроении стало изобретение сплава металла и керамики. Так в 1945 году появились подшипники скольжения без использования масла. Они изготавливались из насыщенного смазкой пористого металла, сплава бронзы или графита.

Инженеры XX века использовали при проектировании узлов подшипники из стали, что значительно усложняло многие задачи: сталь имеет большую плотность, тепловую расширяемость, неустойчива к коррозии, проводит магнитные волны и сильно истирается. Поэтому изобретение нитрида кремния — керамического синтетического материала — стало толчком в развитии машиностроения в целом. Поначалу этот материал использовался только для частей качения, но затем подшипники стали изготавливаться полностью из керамики, что позволило уменьшить трение и тем самым увеличить скорость вращения.

На сегодняшний день в мире существует огромное количество различных механизмов, позволяющих повышать эффективность производства, и мы с радостью поможем вам купить подшипник.