Подшипники в строительстве известных сооружений | СнабТехДеталь | Продажа подшипников оптом
Подшипники в строительстве известных сооружений | СнабТехДеталь | Продажа подшипников оптом

Еще в древности, в эпоху неолита, наши предки заметили очевидную связь между трением частей строительных и иных механизмов качения, вращения и скольжения и количеством человеческих сил, прилагаемых для работы этих первых «машин», а так же долговечностью частей этих механизмов, разрушаемых трением, которое первые люди приспособили и изучили, добывая с его помощью жизненно необходимый огонь. Об этом свидетельствуют раскопки, показавшие современному миру древнейшие прядильные, сверлильные и гончарные механизмы, возраст которых доходит до 7 тыс. лет.

Позже, а именно, ок. 5 тыс лет назад человеческий гений изобрел колесо, заменившее примитивные механизмы транспортировки тяжелых грузов, которые до этого катили и волокли. И тут механизм подшипника пришелся очень кстати. Так же естественные ограничения, связанные с транспортировкой груза при помощи повозок стимулировали развитие дорожного строительства. Принцип действие подшипника, а именно, передача движения от подвижных частей механизма к неподвижным впервые был использован в Азии и Египте, прежде всего для перевозки строительных материалов и военных орудий. Но такой способ не единственный.

В строительстве Стоунхенджа, самого знаменитого мегалитического сооружения древней Европы необходимые каменные блоки доставлялись из места, которое находилось более чем за 200 км от грандиозной стройки в области Аберденшир, что навело археологов на мысль, что вдоль пути следования «примитивных» повозок с гигантскими камнями на земле должны были остаться заметные и по-ныне борозды, но ничего похожего, к удивлению, замечено не было. Еще одна находка пролила свет на эту загадку. В небольшом отдалении от древней мистической обсерватории были найдены равновеликие по размеру, аккуратно обтесанные каменные шары. Это, наиболее вероятно, и были первопредки современных подшипников, без которых нынче не обходится ни одно строительство.

Тем не менее, официальным изобретателем подшипника считается древнегреческий конструктор осадных орудий по имени Диад Пеллийский, упомянув сей механизм в своем трактате «Об осадной технике», который, к сожалению не сохранился полностью до наших дней. Инженерный гений Диада и его чудесное изобретение, оказали немалое влияние на блистательные военные успехи самого Алексанlра Великого. Могучие тараны «ворон» и «черепаха», передвижные башни с перекидными мостами поставили на колени даже непреступный ближневосточный город Тир.

Другим, немало известным примером использования подшипников в древности являются два грандиозных корабля, построенных по приказу Гая Юлия Цезаря Калигулы в 40 году н.э. Один из них являлся плавучим императорским дворцом, другой — храмом богини-покровительницы Калигулы — Диане. Тиран правил недолго и был убит своими же служителями, а великолепные водные сооружения потоплены, как символ правления кровавого деспота. Однако, спустя почти два тысячелетия, в начале 20-го века, археологи подняли со дна озера Неми остатки великих творений античного гения и с удивление обнаружили в их устройстве поворотные платформы , которые двигались за счет опорных подшипников разной конструкции, размещенных в основании. К сожалению, все сохранившиеся останки чудо-кораблей были уничтожены во время Вторй Мировой Войны.

В России самым известным примером использования подшипника, без сомнения, является транспортировка «Гром-камня» — того самого мегалита, на котором вздыбился конь знаменитого «Медного Всадника». В неотесанном виде этот камень весил порядка 2 тыс. тонн. Но огромный вес громовой скалы не устоял перед русской смекалкой и тончайшим умом академика Ивана Бецкого, предложившего подшипниковый механизм, с помощью которого чуть ли не одним пальцем можно было сдвинуть с места 75-ти пудовый груз. В параллельные желоба были помещены металлические шары диаметром в 30 дюймов, приводившие в движение платформы с тем самым обломком скалы, который, по приданию, был отколот от основания молнией движение «Гром-камня» до корабля продолжалось почти 5 месяцев и стоило каторжного труда сотен рабочих, но без подшипниковой конструкции эта грандиозная затея была бы неисполнима.

От Египетских пирамид до Нью-Йоркских небоскребов преодоление трения в строительстве было одной из важнейших инженерных задач. И в этом человеку помогло изобретение механизмов на основе предметов, схожих по форме с самой нашей планетой — подшипников.